Эмиль Золя «Карьера Ругонов»
Emile Zola «La Fortune des Rougon»
Старт
«Карьера Ругонов» — начальный роман великой эпопеи Золя «Ругон-Маккары». Приступил писатель к работе над книгой в мае 1869 года. Рассказывать об истории семьи он решил с 1851 года, то есть государственного переворота, совершённого племянником Наполеона Луи-Наполеоном Бонапартом. Изучал материалы, связанные с событиями того времени, собирал свидетельства очевидцев, штудировал историческую литературу, в том числе труд Тено «История государственного переворота». В июне 1870 года в газете «Сьекль» появились первые главы произведения. В июле вся книга уже была в типографии, но Франко-Прусская война прервала её печатание до зимы 1871 года. К концу 1871 года «Карьера Ругонов» вышла отдельной книгой. в предисловии к ней Золя рассказал о цели всего замысла эпопеи: «Этот труд, включающий много эпизодов, является естественной и социальной историей одной семьи в эпоху Второй империи. Я хочу показать небольшую группу людей, ее поведение в обществе, показать, каким образом, разрастаясь, она дает жизнь десяти, двадцати существам, на первый взгляд глубоко различным, но близко связанным между собой. Наследственность, подобно силе тяготения, имеет свои законы. Для разрешения двойного вопроса, о темпераментах и среде, я попытаюсь отыскать и проследить нить, математически ведущую от человека к человеку. И когда я соберу все нити, когда в моих руках окажется целая общественная группа, я покажу ее в действии, как участника исторической эпохи, я создам ту обстановку, в которой выявится сложность взаимоотношений, я проанализирую одновременно и волю каждого из ее членов и общий напор целого. «Карьера Ругонов», имеет научное название «Происхождение».
«Ругон-Маккары»
Эпопея Эмиля Золя «Ругон-Маккары» — это история одной семьи, выходцев, так же как и автор, из Прованса. В эпопее Золя дал развернутую картину жизни французского общества во третьей четверти ХIХ века. Примерно эпопея соответствует схеме, составленной писателем перед началом работы в 1868 году. «четыре мира. Народ: рабочий, военный. Коммерсанты: спекулянт на разрушении строений, индустрия и высокая коммерция. Буржуазия: сын выскочки. Высший свет: официальные должностные лица и светские люди, политики. Наконец, особый мир: проститутки, убийцы, священники (религия), художник (искусство)». Темы будующих произведений Золя наметил такие: «Роман о священниках (провинция), военный роман (Италия), роман об искусстве (Париж), роман о судебном мире (провинция), рабочий роман (Париж), роман о женской интриге в коммерции (Париж), роман из семейной жизни выскочки (действие внезапного обогащения отца на его дочерей и сыновей) (Париж), начальный роман (провинция)». Писатель полностью воплотил план в жизнь. Эпопея «Ругон-Маккары» состоит из 20 романов. Их рекомендуется читать в такой последовательности. «Карьера Ругонов», «Его превосходительство Эжен Ругон», «Добыча», «Деньги», «Мечта», «Завоевание Плассана», «Накипь», «Дамское счастье», «Проступок аббата Муре», «Страница любви», «Чрево Парижа», «Радость жизни», «Западня», «Творчество», «Человек-зверь», «Жерминаль», «Нана», «Земля», «Разгром», «Доктор Паскаль».
Отрывок из романа «Карьера Ругонов»
«Однажды в воскресенье, в начале декабря 1851 года, часов в семь вечера, из тупика св. Митра тихо вышел молодой человек и стал пробираться между досками склада, крадучись вдоль стены. Полная луна лила яркий белый свет, какой бывает только зимою. В ту ночь все было безмолвно, все застыло от холода, но площадь уже не так зловеще чернела, как в ненастные ночи; она простиралась, залитая потоком лунного света, в неизъяснимой, тихой печали.
Юноша остановился на краю поля, настороженно глядя вперед. Он скрывал под курткой приклад длинного ружья; ствол, опущенный к земле, поблескивал в лунном свете. Прижимая оружие к груди, он пристально вглядывался в прямоугольные тени, падавшие от штабелей в глубине склада. На земле, точно на шахматной доске, чередовались резко очерченные белые и черные квадраты света и тени. Посреди площади, на сером, голом грунте, вырисовывались козлы пильщиков, длинные, узкие, нескладные, похожие на чудовищную геометрическую фигуру, начерченную тушью. Казалось, что бревенчатый настил — широкое ложе, на котором дремлют лунные блики, чуть тронутые узкими черными тенями, скользящими вдоль досок. В сиянии зимней луны, в ледяном покое, балки, лежащие на земле, неподвижные, будто скованные холодом и сном, напоминали о мертвецах старого кладбища«.
Читать роман полностью