«Детство Тёмы»
«Гимназисты»
«Студенты»
«Инженеры»
Тетралогия рассказывает о детстве и молодости Артемия Карташева.
Самая известная часть — первая. Да и то потому, что во всех хрестоматиях для начальной школы имелся отрывок из «Детства Тёмы» «Тёма и Жучка». Выходил он, кажется, и отдельной книгой. Но «Детство Тёмы» и в самом деле лучшее в эпопее Гарина-Михайловского. Остальные повести несколько нудноваты.
«Детство Тёмы» было опубликовано в журнале «Русское богатство» в 1891 году. В 1893 появились «Гимназисты», 1895-м — «Студенты», 1906 — «Инженеры». Все повести основаны на реальных событиях жизни автора, который сам признавался: «В моей беллетристике выдуманных образов совсем нет: всё взято прямо из жизни»
Н. Г. Гарин-Михайловский
Родился в 1852 году в Петербурге. Однако детство провел в Одессе, куда его отец-генерал переехал после выхода в отставку. В 1878 году будущий писатель окончил институт путей сообщения и фактически до самой смерти в 1906 году работал по специальности на строительстве многих шоссейных и железных дорог России. Лишь с 1883 по 1886 годы он, отдавая дань народническим идеям, решил заняться сельским хозяйством. Купил имение в Самарской губернии и разными техническими, аграрными, организационными и бытовыми нововведениями попытался улучшить жизнь крестьян в надежде, что и они в свою очередь цивилизуются. Ожидания не оправдались.
Кстати, журнал «Русское богатство», в котором впервые увидело свет «Детство Тёмы», Гарин-Михайловский прикупил, заложив имение.
Вот каким увидел писателя в редакции «Русского богатства» В. Вересаев. «Красавец с седыми волосами. Свежий цвет лица, блестящие молодые глаза — и седые волосы. Удачник жизни. Талантливый, богатый, красивый. Исключительный успех у женщин. Быстрые движения, энергичный. Это особенно как-то ценишь в русских людях. Заработки его как инженера были огромные. Деньгами сыпал. Жил в Царском Селе. Выйдет из дому,— извозчики вскачь мчатся к нему: платил, не торгуясь. Когда ехал в поезде, всем было известно, что едет инженер Михайловский: он золотыми давал на чай всей поездной прислуге, начиная с обер-кондуктора и машиниста и кончая смазчиком и проводником вагона. Близко я его не знал, но впечатление от него было: он пришел в жизнь для легкого праздника и был убежден, что жизнь и вправду очень веселый, легкий и разнообразный праздник».