Эмиль Золя «Его превосходительство Эжен Ругон»
Emile Zola «Son Excellence Eugene Rougon»
Политика по Эмилю Золя
Тем, кто желает понять, что такое политика, кто есть политические деятели, чего они хотят и как добиваются поставленных целей, об их приверженцах и врагах, следует прочитать роман Эмиля Золя «Его превосходительство Эжен Ругон». Написал его Золя почти полтора столетия назад, но с тех пор мало что извенилось. Всё та же неуёмная жажда власти ради власти, беспринципность, круговая порука, интриги.
Чтобы изобразить депутатов французского парламента, министров, самого императора Наполеона III Золя собирал материал очень тщательно. Ведь он вторгался в область, совершенно ему не знакомую и очень боялся наделать ошибок. После некоторых разысканий ему попалась книга — «Воспоминания одного слуги». Но опасаясь, что и этот источник может его подвести, он обратился к Флоберу и Доде, имевшим возможность наблюдать жизнь двора Наполеона III. Для создания сцены крещения принца Золя перерыл хроникальные заметки в газете «Монитер», даже собственоручно сделал чертежи зала Законодательного корпуса, наброски описаний Компьена. В черновиках создал рубрику «Политические силуэты» и заносил в неё сведения о реальных исторических деятелях, министрах Наполеона. Некоторые черты их он использовал при создани образов героев книги.
Роман пришел к читателям в 1876 году, но идея его создания родилась у Золя гораздо раньше. В 1869 году в письме к издателю Лакруа Золя сообщал: «В одном романе рамкой будет правительственно-должностной мир, герой — Альфред Гуаро, принимавший участие в государственном перевороте. Я могу сделать из него министра либо занимающего высокий пост чиновника. Честолюбие Альфреда высокое, Он жаждет не столько денег, сколько влоасти…» В принципе, свое видение романа Золя сохранил, разве что Альфред Гуаро стал Эженом Ругоном.
Наполеон III
Шарль-Людовик-Наполеон приходился племянником знаменитому императору и всю жизнь пытался соответствовать его образу, то есть был убеждён, что рожден властвовать. Упорный интриган, безпринципный политик и при этом по мнению Бисмарка «непризнанная, но крупная бездарность», совершил за свое бытие множество попыток государственных переворотов, используя легкомысленнность правительства Людовика-Филиппа. В 1848 году час Наполеона настал. Во Франции произошла очередная революция, провозлашена республика, и он стал её президентом. А в 1851 году, совершив государственный переворот, провозгласил себя императором. Правление Наполеона сопровождалось многочисленными воинами, частью Францией выигранными, частью неудачными. В 1870 году именно из-за неверных действий императора Франция вступила в военное противостояние с Пруссией, что стоило империи поражениея и возникновения на европейском континенте могучего немецкого государства. В битве под Седаном французская армия была разбита, сам Наполеон попал в плен. Освобожденный после заключения мира, он уехал в Англию, опубликовав протест против постановления бордосского национального собрания о его низвержении (нахальство — второе счастье). В Англии он провел остаток жизни и умер от каменной болезни в 1873 году.
Отрывок из романа «Его превосходительство Эжен Ругон»
«Председатель стоял, а в зале все еще не утихало легкое волнение, вызванное его приходом. Он сел и небрежно, вполголоса, бросил:
— Заседание объявляю открытым.
И он начал перебирать законопроекты, лежавшие перед ним на столе. Слева от председателя близорукий секретарь, которого никто не слушал, скороговоркой читал, уткнувшись носом в бумагу, протокол предыдущего заседания. В зале было шумно, и чтение достигало слуха одних лишь курьеров, очень внушительных, очень подтянутых по сравнению с непринужденно развалившимися членами Палаты.
Присутствовало не более ста депутатов. Одни глядели куда-то в пространство и уже подремывали, слегка откинувшись на обитых красным бархатом скамьях. Другие, сгорбившись, словно их давила скука этого заседания, тихонько постукивали кончиками пальцев по красному дереву пюпитров. Сквозь застекленный потолок, который серым полукружием врезался в небо, отвесно падал отблеск дождливого майского дня, равномерно озаряя суровую пышность зала. Свет струился вдоль ступеней амфитеатра широкой красноватой полосой с темным отливом, которая вспыхивала розовыми бликами на углах пустых скамей, тогда как нагота скульптурных групп и статуй за спиной председателя сверкала белизной.»
Читать роман полностью